Новости

Литвинов В. А. о живописи

1 Апреля 2014

    «Живопись – вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира.  Того, что мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи», - так сказал великий Густав Курбе.
    Мне, как  художнику, повезло в жизни: я в самом прямом смысле реалист. Наше время, время подмен одного другим, время замен истинных ценностей, время создания всевозможных заменителей, как никогда, коснулось искусства - области наивысшего проявления человеческого духа, которое питает саму жизнь человека и совершенствует его.  
   Я не сторонник уповать на время: во все времена существовало добро и зло, шла борьба правды с ложью. Hо переход человечества из двадцатого века в наш, двадцать первый, знаменуется медленным уничтожением всего того, что создавалось и строилось веками и являлось тем, что называется классикой. Порой подсознание людей вступает в борьбу с тем, что сейчас так широко рекламируется как натуральный продукт, являясь на самом деле оружием разрушения морали и нравственности. Слава Богу, человек не создан только для того, чтобы есть, пить и размножаться, каждому из нас необходима пища для души, пока он остается человеком. Тот, кто не понимает того, что заставляет его остановиться и, затаив дыхание, слушать красивую мелодию из глубины веков, что заставляет его не отходить от картины,  написанной художником в незапамятные времена, пусть даже и с самым незамысловатым сюжетом, знакомым большинству людей с детства, или стоять подолгу напротив здания, построенного великим зодчим, чаще всего и не ставит перед собой цели понять этого, ему достаточно, соприкасаясь с искусством, заряжать свою душу любовью к самой жизни, питать ее энергией, которую ему передает творец. Любой из нас, не задумываясь над тем, почему искусство и культура заставляют наши души соприкасаться друг с другом, будет всегда стремиться к истинной красоте, особенно тогда, когда  она становится дефицитом.
       Мы стоим на пороге создания самых высочайших технологий, наш мир переполняется техникой, которая может заменить многое из того, что приходилось делать во все времена человеку. Современная политика выстраивается так, чтобы человек, родившийся в России, забыл, где он родился, забыл, кто был его предками. Начиная со школы, современного человека направляют на то, чтобы он не знал и  даже не догадывался, что существуют великая русская культура и искусство; его с детства пытаются оторвать от корней, которые должны питать его самосознание и понимание принадлежности к великому народу.
       Мне повезло с учебой, я учился в легендарном Суриковском институте, который имел в те годы  образовательную базу, строго ограниченную еще Императорской Российской Академией, имел преподавательский корпус, который составлялся из лучших представителей нашей российской культуры и искусства; профессора, которые нам преподавали и  которых ныне уже нет среди нас, представляли цвет советской живописи, скульптуры и науки. Имена Алпатова, Фомкина, Цыплакова, Мочальского, Бабурина и многих других остались в искусстве и культуре навсегда. Эта школа дала мне на всю жизнь самые настоящие и четкие представления  о смысле и предназначении меня, как художника в этом мире.
Правда истинного искусства не истребима,  как  сама природа, она всегда будет стоять на вершине человеческого сознания, ее невозможно подменить  и обойти никакими фантазиями и вымыслами. Настоящее искусство, как и любовь, возникает и существует вопреки всему, оно будет жить всегда, покуда душа человека ищет себе пищу, чтобы жить и быть счастливым. Настоящий творец, художник, а я их знаю немало, никогда во главу угла не поставит материальную выгоду. У истинного художника одна выгода - жить честно и говорить людям правду. Правду ту, которую люди видят вокруг себя каждый день, но часто просто ее не замечают. Не замечают, как  рождается день, как искрятся капли росы на траве и цветах, каким теплом его окружает солнечный свет, как тихо в осеннем влажном лесу, каким чудным мгновением передает ему привет и говорит «до завтра» последний солнечный луч уходящего дня.  
     Художнику Господь дал возможность останавливаться и восхищаться этим миром каждый день, пусть даже  если  этот день ненастный. Он дал ему чудесную возможность переносить  это свое восхищение красками на холст, и я знаю теперь, находясь в своей  зрелости, что  это великое счастье - передавать  людям свой восторг и оставлять его навсегда  на холсте. Это в  наше время  не приносит большого материального дохода, но это дает главное для меня - ощущение счастья бесконечной благодарности Богу за то, что он дает мне возможность каждый день делиться с людьми своей радостью, любовью к жизни и миру, ежедневным праздником от того, что  мы все живем на этой земле и в этом мире.  Когда-то  я прочитал у Стендаля: «Цель личной выгоды у художника убивает всякое искусство». Соглашусь с ним в том, что, действительно, материальный доход от любимой профессии ничтожен по сравнению с ежедневной радостью и благодатью быть людям нужным и полезным. Пафосно все это звучит, но  это  так и есть на самом деле!  
     Если бы я был педагогом и преподавал молодым людям предмет «живопись», то я пытался бы им внушить одно: будьте абсолютно честны в искусстве и не пытайтесь заменить Господом нашим созданное своим, порой, нелепым домыслом, выдавая его за так называемое пресловутое «свое видение». Учитесь у Природы каждый день, трудитесь всегда, тогда и будут результаты вашего успеха у людей, не важно, образованны они в области искусства или нет, поскольку  любому человеку дано понимать ясную чистую речь и он всегда способен понять, когда с ним разговаривают просто и четко, тем более о том, что его окружает каждый Божий день, мимо чего он проходит, порой, не заметив.
       В наше время  настоящая школа изобразительного искусства почти разрушена и находится на той грани, когда она просто-напросто исчезнет, как и само понятие. Та вольница, которую сейчас  нам выдают и преподносят как демократию, позволила проникнуть и в сферу подготовки и обучения живописи людей случайных и малограмотных в своей профессии. Институт, в котором мне посчастливилось учиться, который справедливо и поистине назывался с добавлением слова ЛЕГЕНДАРНЫЙ, был одним из самых  труднодоступных для поступления в него, медленно превращается в просто «учебное заведение», которое потеряло четко сформированную  программу профессиональной подготовки художников, программу, которая  в первую очередь   была построена на незыблемых традициях русской реалистической школы, берущей свои истоки еще в стенах Императорской Академии Художеств, программу, которая строилась на крепком рисовании, на четких понятиях и принципах живописи, законах искусства как выражения и отображения окружающего нас мира.
     Художнику, как  мне думается, во все времена было трудно устоять и сложно сопротивляться так называемому рынку. Всем понятно, что рынок имеет свои законы, которые никак не соприкасаются с законами искусства, они и не могут соприкасаться по одной причине – у них разные цели и задачи. В последние десятилетия появилось такое понятие, как арт-бизнес, где  разного рода дельцы от культуры, скупая за бесценок все, что порой даже рядом с искусством стоять не может, и живописью не является, с единственной целью  заработать на этом, продав за дорого. Для того, чтобы продать, подняв многократно цену приобретенного, преподносят это как нечто новое, называя часто открытием века. К этому процессу продаж привлекаются часто квалифицированные специалисты-искусствоведы, которые, в свою очередь, тоже стремятся к легкому заработку и преподносят так называемые «произведения» как  современное искусство, придумав ему разные определения, как то «элитарное», «концептуальное» и т.д., тем самым  давая понять широкой аудитории, что  оно, это «искусство», не для понимания всех, а принадлежит избранному кругу  лиц.  
     ...Пишу и думаю, так ли все неблагоприятно и убыточно в нашей культуре сегодня, как это может нам показаться?  Лично я не пессимист и  вовсе не склонен думать, что  все вокруг нас так  ущербно и наш мир неуклонно  идет  к разрушению традиций  и уничтожению самой культуры, построенной  на  многовековых  примерах  всего  того, что называется классикой и  хрестоматийной  практикой   творчества   наших  великих  предшественников, от которых все человечество  унаследовало  безграничное  число  шедевров  музыки,  литературы и  изобразительного   искусства.  Как бы, на первый  взгляд,  ни  складывалось  впечатление  медленного  разрушения   всего  того, что  во  все  времена  было  принято  считать  шедеврами  культурного  наследия  человечества, подлинные шедевры всегда  останутся образцами  наивысшего  проявления  человеческого  духа всегда  оставаться  таковыми, всегда будут оставаться таковыми.
        Само  искусство,  в подлинном  значении этого слова, уверен,  неистребимо  и  будет  жить  вопреки  всему,  как  и  сама   природа,  тем  более,  что в этом  мире  и  в наше  время  есть  свои Третьяковы,  Морозовы  и  Мамонтовы,  люди,  которые  думают  и  переживают  за  будущее  своих  детей  и  государства, люди, которые  способны   отличать  зерна  от  плевел  и  которые  могут  называться  настоящими  патриотами  земли, на  которой   родились, выросли  и  живут.  За  свою  жизнь  художника  я  встречал  много  таких  людей,  истинно  любящих  настоящее искусство, но, к  сожалению,  далеко  не  все  из  них  имели  и  имеют  реальные  возможности,  которые  определили  бы  их  как  меценатов  в  полном  значении  этого  слова,  поскольку  меценатство  требует,  как известно,  больших  материальных  вложений   личных  средств.
       В  современном  мире  все  так  устроилось, что люди, владеющие  солидными капиталами,  очень  далеко  стоят  от  культуры,  искусства  и  интересов  своего  народа,  своего   государства.  Но  это, кстати, издержки  современного состояния нашего общества, что принято  мягко  называть   ничем не обоснованным  перераспределением  средств,  происходящих,  как правило,  во  времена  революций   и  государственных  переворотов,  когда  деньги переходят  в  руки  тех,  кто  меньше  всего  их  заработал.
       За  свою  жизнь я  работал  со  многими   галереями  и коллекционерами  живописи,  благодаря  опыту  сотрудничества  с  людьми,  которые разбираются  в  искусстве, ценят  его,  приобрел  еще  большую  уверенность  в  том,  что  картина,  написанная  максимально  честно,  в  первую  очередь,  перед  самим  собой,  всегда  будет  востребована,  всегда  будет  притягивать  к  себе  внимание  и  вызывать большой   интерес   у   зрителя.  Мне,  как  художнику, повезло со  зрителем.  Мне  повезло  и  с  конкретным  человеком,  который  оказался  для  меня  тем,  кем  были  когда-то для  множества  художников Третьяков,  Морозов, Мамонтов  и их  преемники. Этим  человеком  оказался  Сергей  Михайлович  Шепелев,  интереснейший,   умнейший   из  всех,  кого   я  знал   ранее  людей. Будучи  успешным  предпринимателем  и  коллекционером,  волею  судьбы   оказавшийся  на  Тверской  земле   и  в  наших  благословенных  местах, где  вот уже  второй  век  расположен  Дом  творчества  художников  «Академическая  дача   имени Репина  И.Е.»,  он  всерьез  заинтересовался  живописью  современных   художников, работающих  в  рамках   русской  реалистической  школы  живописи  и  стал  собирать  коллекцию   лучших  ее  представителей, куда  в  большом  объеме   вошли  и  мои   живописные   работы,  написанные,  в  основном,  здесь  в  разные  годы   и  являющиеся,  по  сути, лучшей   частью  всего   того, что  я  создал   за  свою  жизнь.   Вкладывая   часть личных  средств   в  свое   собрание  картин, Сергей  Михайлович,  осознанно  и  тщательно  изучая   саму  суть  изобразительного  искусства,  думая  о  тех,  кто  будет  жить  после  нас,  поступает  как  истинный  патриот  земли  Российской,  сам  о  том,  уверен,  не  очень  заботясь.  Он  прекрасно  знает,  что  без  духовного  наследия,  без  того,  что  питает  и  заряжает  душу  любого  человека  красотой,  любовью,  светом  и  добротой,  о  выздоровлении  больного   общества  от  всевозможных  переворотов,  кризисов  и  дефолтов  речи  быть  не  может. Опираясь  на  интуицию,  природное  чутье  и  квалифицированные   оценки и  рецензии  известных  искусствоведов  Санкт-Петербурга, Сергей  Михайлович  для  своей  коллекции  собирает  лучшее   из  возможного  на  сегодняшний  день. Уверен, что судьба   собранного  С. М.   Шепелевым  будет   счастливой,   и  живопись  этой   коллекции  будет  радовать  многие   и  многие   поколения   людей,  наполнять  их  жизнь  теплом,  красотой,  светом   и  гармонией,  а  книга,  которую  Сергей   Михайлович   издал  в  одном  из  самых  известных  издательств  России  «Золотой  век»,  станет  хорошим  путеводителем  и  справочником  для   истинных  любителей   настоящего  искусства   и  коллекционеров,  станет  отправной  точкой   для  возникновения  большого  интереса   на  пути   знакомства   с  современной   русской   школой   реалистического   искусства.  

Автор статьи: Литвинов В. А.

8 (921) 734-50-50
г. Мурманск
selenasmsh@rambler.ru